| |
СОВРЕМЕННАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
(цикл лекций и
семинаров)
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Тема 1.1. Теории личности
| Теории З. Фрейда,
К. Юнга, А. Адлера, Г.С. Салливана, К. Хорни, Э.
Фромма, К. Роджерса и др.
|
| Основные понятия
и положения теорий. Библиография
|
Тема 1.2. Характер в норме
и патологии
| Типы акцентуации
характера: гипертимный, циклоидный,
психастенический, шизоидный, лабильный,
сенситивный, эпилептоидный, истероидный,
неустойчивый, конформный, паранойяльный.
|
| Доминирующие
черты каждого типа акцентуации характера,
положительные и отрицательные качества,
"слабое звено", причины, приводящие данный
тип к дезадаптации.
|
| Невротизация,
психопатизация, основные признаки. Психические
отклонения, наиболее часто встречающие.
|
Тема 1.3. Психодиагностика
| Методы, методики, тесты,
исследующие познавательную, эмоциональную,
личностную сферы. Плюсы и минусы
психологического тестирования. |
Практическое занятие: (3 часа на 1 человека)
| Индивидуальное
прохождение психологического тестирования с
последующей консультацией по результатам
обследования. Выдача рекомендаций. Составление
индивидуального плана психокоррекционной
работы (по желанию испытуемого).
|
РАЗДЕЛ
2. ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Тема 2.1. Коммуникативная
компетентность
| Общение, барьеры
общения (интонационно-контекстные и личностные),
невербальные неконтролируемые проявления при
общении. Эмпатия, ее роль при коммуникациях.
Эгоцентрическая речь.
|
| Публичное
выступление. Механизмы речевого воздействия.
Признаки неявного сопротивления собеседника.
|
Тема 2.2. Беседы, переговоры,
совещания
| Партнерская
беседа. Техники ведения беседы и техники
психологического воздействия на людей. Основные
принципы ведения переговоров. Методы
аргументации.
|
| Полемика. Формы
проявления сопротивления в речи и невербальных
проявлениях собеседника.
|
Тема 2.3. Конфликты
| Определение, классификация.
Межличностные конфликты (информационные,
коммуникативно-технические, структурные,
конфликты отношений, культурологические).
Перевод конфликта в конструктивный спор. Правила
конструктивного спора и признаки результата. |
| Обратная связь,
основные условия, необходимые для ее
осуществления.
|
| Виды споров
(аподиктический, эвристический, софистический),
их цели, средства, отличия. Контраргументация в
каждом споре.
|
| Внутриличностные
бессознательные конфликты, негативно влияющие
на поведение и стиль мышления. Защитные
механизмы. Компенсаторные механизмы.
Копинг-механизмы. Эгоцентризм. Рефлексия.
|
Практические занятия. Тренинг "Коммуникативная
компетентность" (группа 10-12 человек,
продолжительность занятий 20 часов). Тренинг
"Конструктивный спор" (группа 10-12 человек,
продолжительность занятий 20 часов).
РАЗДЕЛ 3. МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ
Тема 3.1. Вариабельность
мышления в норме и патологии
| Основные понятия
и виды мышления. Мыслительные процессы. Обучение
способам мышления. "Проблемное обучение".
Интеллектуальные уровни.
|
| Продуктивные
формы мышления: проблемный анализ, латеральное
мышление, экспертное мышление, научный метод
мышления.
|
| Классификация
заблуждений в логике. "Нарушения" мышления в
норме и его возможные коррективы.
|
| Особенности
мышления у различных типов акцентуированных
личностей. Аффективная логика. Иррациональные
суждения. Негативное мышление. Когнитивные
ошибки . "Мозговой штурм",
теория и практика.
|
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
Тема 4.1. Основные
признаки творческой личности
| Креативность,
определение, характерные признаки. Соотнесение
уровня интеллекта и творческого потенциала.
Эмоциональные преграды креативности. Развитие
творческого мышления.
|
| Условия,
стимулирующие развитие творческого мышления и
факторы, препятствующие развитию творческих
способностей.
|
| Способы усиления
творческой результативности.
|
Тема 4.2. Самоактуализация
| Определение.
Теории самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу,
Ф.С. Перлз, К. Роджерс). Характеристики
самоактуализирующихся личностей. Пути
психологического роста.
|
| Мотивации
удовлетворения самоактуализированных людей.
|
Тема 4.3. Одаренность и
возраст
| Возраст и одаренность.
Важнейшие факторы одаренности. Способности и
умения, подлежащие развитию. |
РАЗДЕЛ 5. СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Тема 5.1. Основные типы лидерства
| Авторитарный,
демократический, попустительский стили
руководства. Выбор и сочетание наиболее
эффективных методов. Признаки авторитарного
руководителя.
|
| Эффективное
лидерство. Черты личности руководителя,
создающего развивающий климат в коллективе.
|
| Антилидерский
тип поведения.
|
| Имидж. Авторитет.
Секреты личностного обаяния .
|
Тема 5.2. Руководитель и подчиненный
| Поведение
подчиненного при учете стиля руководства
администратора. Конфликтные ситуации. Наиболее
оптимальные подходы.
|
Тема 5.3. Коллектив.
| Фазы формирования коллектива.
|
Практическое занятие. Тренинг "Эффективность
управления" (по желанию).
РАЗДЕЛ 6. ПСИХОЛОГИЯ КЛИЕНТА
Тема 6.1. Потребности
| Классификация потребностей (по А.
Маслоу) . Иерархии потребностей.
Социально-психологические потребности (по Э.
Фромму). Об обществе, удовлетворяющем
потребности человека. Ожидания клиента.
|
Тема 6.2. Мотивация
| Теории мотивации
(теории содержания и теории процесса). Признаки
внутренней мотивации к действию. Условия,
способствующие повышению мотивации и условия, не
способствующие этому.
Эффективное и неэффективное поощрение.
|
Тема 6.3. Психология
рекламы
| Психологические
правила рекламы. Выбор стратегии.
|
РАЗДЕЛ 7. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И
БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Тема 7.1. Тоталитарная
идеология и ее след в психологии людей
| Специфика
восприятия, мышления и личностных черт
советского человека.
|
Тема 7.2. Психология
современного менеджера
| Личностные особенности
идеального менеджера. Путаница понятий:
агрессивность или напористость лидера.
|
| Наиболее часто встречающиеся
черты современного менеджера, мешающие успешной
деятельности.
|
| Современные требования,
предъявляемые к личности, занимающейся
управленческой работой.
|
| "Комплекс западной
культуры" в нашей стране. Различные личностные
ориентации.
|
Тема 7.3. Корпоративная культура
компании
| Психологический
"климат" компании. "Климатические" и
"субклиматические" параметры.
|
| Философия,
ценностные ориентации, принципы и правила
корпоративной идеологии компании.
|
| Кодексы
корпораций.
|
Практическое занятие. "Тренинг личностного роста"
(10-12 человек)
|